Свежие комментарии

  • Ян Грушевский
    Хорошо сказано👍Русь - душа Земли
  • УЧИМСЯ У НАШЕГО СОЗДАТЕЛЯ
    РИМЛЯНАМ 3 глава: 23 Все согрешили и лишены славы Бога, 24 но его дар в том, что по его незаслуженной доброте они об...Великая милость Б...
  • Sergey Mochalov
    Да благословит вас всех Господь Своим Милосердием!!! Великая милость Б...

Муниты- ЮЖНАЯ КОРЕЯ

 Общество по объединению мирового христианства («Церковь Объединения»), созданное в 1954 г. корейцем Муном, добилось серьезных успехов. Хотя точное количество ее приверженцев трудно определить (2 млн. чел. по официальным данным, 400 тыс. – по более осторожным оценкам), оно играет важную роль в общественной жизни, о чем свидетельствуют многочисленные публикации. Однако его влияние, по-видимому, больше сказывается в финансовой и политической областях, чем в духовной.

Доктрина мунитов проста: мир находится в руках сил зла, а коммунистическая империя – воплощение сатаны. Иисус Христос потерпел поражение в борьбе со злом, так как Он не собрал материальных средств для своей победы и умер, не создав семью. Мун – истинный мессия, его жена и он – «родители человечества», они победят сатану, но им нужны финансовые средства, которые верующие стараются собрать, а также политические связи. Приверженцы движения образуют армию избранных, которые будут единственными, кто спасется.

На практике это означает строгую зависимость учеников от иерархии: выборность отсутствует и решения полностью зависят от руководства секты. Даже браки строго регламентируются. Организация выбирает супругов, которые могут сочетаться браком лишь по истечении определенного времени и после того, как они доказали свою преданность делу.

Организация располагает интернатами для воспитания детей, так как родители заняты своей деятельностью в организации. Деятельность в основном заключается в прозелитизме и сборе денег для движения.

Повседневная жизнь верующего начинается с утреннего приветствия у фотографии Муна и его жены. Затем – бесконечные заботы: проведение мероприятий, участие в периодически проводимых конференциях пропагандистского толка и коллективном молении, исповедь, трех- или семидневный пост, во время которого пьют только воду или кофе без сахара. Как правило, сон и питание сведены к минимуму. Несмотря на этот спартанский образ жизни, муниты должны улыбаться по любому поводу. Отсутствие улыбки означает присутствие сатаны, и все братья собираются вокруг несчастного, в которого вселился дух зла.

Община характеризуется крайней сплоченностью: каждый находится в зависимости от своего начальника, а уединение категорически запрещено. Мунит, добровольно вступающий в движение, называющее себя религиозным, не получает зарплату и не имеет никакой социальной защиты.

Значительно больше возможностей у руководителей секты. Убежденные и бескорыстные муниты, получившие доступ к руководству, обнаруживают эксплуатацию, пронизывающую всю организацию, и у многих начинается кризис сознания, в результате чего они покидают организацию.

Западное мышление воспринимает мунизм как ловушку, которая может привлечь лишь наивных людей. Шокирует контраст между жизнью низших слоев организации и роскошью руководителей. Личность самого Муна малопривлекательна: он несколько раз привлекался к суду за сексуальные правонарушения и налоговое мошенничество и производит впечатление человека неразборчивого в средствах, который нашел доходную деятельность в соответствии со своими амбициями. Феномен мунизма явно чужд христианству, в одежды которого он пытается рядиться. Мунизм может найти отклик только у тех христиан, которые поддерживают все, что пронизано антикоммунизмом.

Можно заметить, что мунизм вписывается в новые религиозные движения буддистского толка, распространившиеся в Японии с начала века. В частности, нельзя не вспомнить движение Сока гаккай – тоже политизированное движение, которое опирается на Нитирен сосу – разновидность реформированного буддизма, приспособленного к современному миру.

В заключение отметим, что религия мунизма служит лишь идеологической опорой для создания экономической империи и антикоммунистической политической машины. Наиболее сильное влияние мунизма проявляется именно в этих областях: самые крупные средства сосредоточены в Корее, Японии и США, откуда ведутся финансовые операции значительного масштаба в странах Латинской Америки, например в Боливии и Чили. В Уругвае движение Муна имеет газету, две типографии, гостиницу, центр конгрессов и крупный банк.

Ежегодные доходы движения в целом оцениваются в 700 млн. долларов, что позволяет ему подняться на уровень таких фирм, как «Тойота», «Юнилевер» и «ITT».

Сайентология

Эта организация называет себя церковью, уточняя, что она является «прикладной религиозной философией».

Основатель организации – американец Л.Р. Хаббард, написавший основное произведение «Дианетика. Современная наука о душевном здоровье» после опубликования нескольких книг по научной фантастике. В 1954 г. он основал в Калифорнии первую сайентологическую церковь, затем после шумного успеха он исчез с политической сцены в 1977 г.

Несмотря на значительные трудности, эта организация представлена более чем в 30 странах и насчитывает более 2 млн. человек. Ее доходы лишь в США составляют 150 млн. долларов в год.

Это реальный успех, который кажется невероятным, если разобраться, что предлагает эта «церковь». В отличие от религий, которые прежде всего интересует духовная жизнь человека, а потом уже следуют правила жизни и поведения, сайентология провозглашает прежде всего совершенствование поведения, и только те, кто прошел тщательный отбор, получают доступ в систему.

Эта находка не лишена тонкости: легко вербовать прохожих, преимущественно праздных, давая заполнить анкету, анализирующую их поведение. Неизбежно появляется что-нибудь неладное: каждый человек немного депрессивен, неуравновешен или несчастен.

Сайентология заявляет, что у нее есть верное научное средство для каждого случая, вызывающего озабоченность. Человек, поддавшийся этому искушению, представляет интерес для организации: он может покупать билеты на сеансы слушания и очищения и обширную сайентологическую литературу. Если заинтересованный человек отчаянно ищет решение своих проблем, он ощущает живое участие этих самоуверенных людей, которые используют такую наукообразную лексику, что ее трудно понять.

За всем этим нет никакого духовного содержания, и если попытаться узнать, какое видение мира подразумевает эта психотерапия, то попадаешь в мир научной фантастики: у нас живут существа, пришедшие из другой планеты в результате звездной войны и эти существа готовы принести в наш мир здоровье, могущество и счастье, если мы сохраним наш «ментальный реактив», то есть на обычном языке – нашу способность размышлять.

Уловка организации заключается в том, чтобы отбирать с помощью анкеты физически слабых или уязвимых людей, чтобы затем эксплуатировать их до пределов их легковерия. Это «научная» сторона метода, который эффективно действует, если судить по достигнутым результатам.

Разве чтение писаний Хаббарда в специально подобранной компании заслуживает того, чтобы сайентология называлась религией?

По обычным критериям – нет, но название «религия» не имеет никакой юридической защиты, которая существует, например, в отношении товаров. Поэтому решение апелляционного суда в Париже в 1980 г. признало за «Церковью нового понимания» (другое название сайентологии) право называться религией.



Это движение, основанное в 1958 г. в Мадрасе Махариши Ма-хеши Йоги, не претендует на название религии. Это техника медитации, которая заключается в интеллектуальном расслаблении с помощью йоги и повторения фраз (мантр), заимствованных из индуизма. Занятия проводятся под руководством преподавателей, которые дают присягу на верность основателю движения.

Моральное богословское обоснование учения отсутствует, и предлагаемая техника допускается к использованию в рамках любой религии. Тем не менее философия, лежащая в основе «Трансцендентальной медитации», по своему содержанию примыкает к индуизму. Она развивает, кроме того, некоторую элитарность: с одной стороны, имеются простые адепты, которые ищут духовный покой, борются со стрессом с помощью йоги и послушно следуют указаниям, а с другой стороны – наставники, которые оказывают интеллектуальное воздействие.

Возникает вопрос о конечной цели этой организации, которая строит свое могущество на финансовых вкладах своих приверженцев. Некоторые дорогостоящие стажировки даже открывают доступ к наслаждению спиритическим парением. Более того, организация располагает структурой, которая кажется чрезмерной для одних лишь целей интеллектуального здоровья, преследуемых ею. «Его святейшество Махариши» руководит «Всемирным правительством века озарения», в распоряжении которого имеется конституция, ассамблеи и 10 министров. Мировая столица находится в Зеелисберге, в Швейцарии, существует 1500 других центров примерно в ста странах, управляемых губернатором, назначенным основателем. Иерархия двойная: обучающая и административная. От последней зависит различная деятельность, очень мало связанная с духовной (гостиницы, предприятия, телевизионный канал в Лос-Анджелесе и т. д.).

По сравнению с этими мирскими делами духовный центр в Индии, расположенный в Ришикеше, вблизи места индуистского паломничества Хардвар в верховье Ганга, кажется очень скромным.

Создается впечатление, что «Трансцендентальная медитация» лишь спиритуалистический фасад движения, цель которого состоит в другом. Существует разнообразие названий организаций – филиалов «Трансцендентальной медитации», например:

ассоциация «За науку созидательного интеллекта»;

Национальная ассоциация медитации;

институт М. Б. R. U. (Европейский исследовательский университет Махариши);

ассоциация «За обеспечение идеального здоровья»;

ассоциация «Образование – совесть»;

«Асис: ремесла – совесть»;

ассоциация «За век озарения»;

союз «За цивилизацию, основанную на объединенном поле». «Трансцендентальная медитация» пользовалась успехом в западных интеллектуальных кругах – в частности, после того, как в 1967 г. к ней проявили интерес «Битлз».

Количество ее приверженцев превышает 2 млн человек во всем мире, в том числе одна треть – в США. Преподавателей – около 15 тыс. Во Франции насчитывается 20 тыс. медитантов и 150 учителей.

«Харе Кришна» (кришнаиты)

«Международное общество сознания Кришны», как официально называется это движение, не стремится к сдержанности: это ее приверженцев можно видеть в больших городах, в светло-розовых одеждах и с бритой головой, неустанно повторяющих под звуки своеобразной музыки молитву в честь бога Кришны (мантру). Если этих красочных персонажей спросить об их религии, они охотно рассказывают о ней: об аскезе, вегетарианстве и т. д. Они уверены в истинности религии. Это оставляет мало места для дискуссии. Случается также встретить в общественных местах (например, в аэропорту) нормально одетого молодого человека, который предлагает роскошные книги об индусском спиритизме за символическую цену, размер которой зависит от щедрости клиента. Это два различных проявления движения, имеющего свои особенности.

Любопытно, что движение «Сознание Кришны», претендующее на выражение чистой индуистской духовности (большим успехом пользующегося на Западе, в частности в США), практически неизвестно в Индии. Если спросить об этом индуистов, то они, в зависимости от темперамента, воспринимают с иронией или раздражением этот суррогат их религии, превращенной в продукт экспорта.

Действительно, хотя Индия и является благодатной почвой для новых религиозных движений и там можно встретить различные учения, движение «Харе Кришна» не связано с индуистской ортодоксией. Кришна – одна из 10 аватар или воплощений Вишну, который сам является богом-хранителем порядка в мире. Следовательно, Кришна весьма условно может считаться высшим богом, более соответствующим христианской культуре стран, в которых распространяется это учение. Декларируемая цель учения – духовное совершенствование для будущей жизни.

Основатель движения «Его Божественная Милость А. Ч. Бхак-тиведанта Свами Прабхупада», настоящее имя которого Абхаи Шаран Де (родился в Калькутте в 1896 г., умер в Лондоне в 1977 г.), провозгласил себя 32-м гуру, которым из поколения в поколение передавалось духовное посвящение Кришны (отсюда следует, что средняя продолжительность жизни гуру составляет более 150 лет, так как Кришна, согласно утверждениям сторонников этого движения, жил на земле 5000 лет назад). Предшественник Абхаи Шарана Де – Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура обучает своего ученика с 1922 г. по 1933 г. ведийским наукам. Бхактиведанта продолжает подниматься по ступеням вишнуизма. Он создает в 1944 г. журнал «Обратно к божественности», отбывает в 1965 г. на грузовом судне в США, убеждает в успехе своего дела одного из участников ансамбля «Битлз» и создает центры своего движения в различных странах: в 1970 г. – во Франции и лишь в 1974 г. – в Индии. Сегодня движение насчитывает около 120 центров (часто таким центром является простой вегетарианский ресторан) в 38 странах мира.

Эта организаторская деятельность сопровождается выпуском 60 переводов ведийских текстов и комментариев к ним. Сообщается, что было продано 80 млн. экземпляров, изданных на более чем 10 языках. Эти книги производят впечатление серьезных работ, со ссылками на санскрите, и издаются на высоком полиграфическом уровне.

Чтобы быть объективным, следует признать, что такая издательская деятельность была бы излишней, если бы речь шла лишь о том, чтобы использовать доверчивость наивных людей на Западе. Очевидно, есть определенная искренность в этом «крестовом походе» Кришны на Запад. Как и в любом движении этого рода, в нем встречаются оригинальные личности: индийский врач, эмигрировавший в США и таким образом возвратившийся к своим индуистским корням, или американский негр, обращенный в эту веру и одевающийся как гуру, чтобы отправиться в Африку проповедовать Кришну.

Однако есть обстоятельства, заставляющие усомниться в чистоте намерений этого движения: дела о торговле наркотиками и оружием расследовались в США и Германии, причем в связи с этим движение в Германии было запрещено. Но прежде всего – это стиль жизни, предлагаемый верующим, который мало совместим с гармоническим развитием личности: верующие часто живут в общине и не имеют ни минуты на размышление. Каким бы ни был священный характер молитвы, обращенной к Кришне, повторение махамантры в течение нескольких часов в день способствует снижению критичности мышления («Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе»). Кришнаиты учат, что легендарная битва при Куруксетре между индийскими царьками древних времен унесла за 18 дней 640 млн. жизней, так как у сражающихся было атомное оружие и еще много другого грозного оружия (что касается текста, то в нем говорится о лучниках и слонах).

Гуру, представляющий Кришну на Земле, внушает своим ученикам все, что он хочет, заставляет их работать бесплатно во имя веры и даже вмешивается в их интимную жизнь, решая вопрос о браке и разрешая половые сношения лишь для продолжения рода. Начальная школа обязательна: дети полностью подпадают под ее влияние, внешние контакты сведены к минимуму. Телевидение запрещено, хотя это, возможно, не самое большое зло. Цель всего этого – добиться слепого повиновения движению.

Финансовые средства организации значительны, хотя количество сторонников не превышает в мире 15 тыс. человек, из них 10 тыс. – в США. Естественно, неизвестно, какие цели, кроме «духовных», будут продолжать осуществлять двенадцать преемников гуру-основателя.

Картина дня

наверх